Предыдущая   На главную   Содержание
 
Публикации последнего времени
 
К сожалению, в последнее время руки не доходят до того, чтобы выкладывать свои статьи на сайте. Поэтому просто перечислю основное.

'Русская аскеза'. Генезис и эволюция феномена. - В кн.: Человек в экономике и других социальных средах. М.: Изд-во ИФ РАН, 2008.

http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/2008/Chelovek%20v%20ekonomike_1.pdf


Королев С.А. Параллельная жизнь: человек в интернете. - 'Философские науки', 2010, ? 9.

http://www.academyrh.info/html/2010/fn-9.pdf

[Аннотация: Статья посвящена анализу многообразного воздействия, которое оказывает интернет на бытие и сущностные проявления современного человека. Интернет анализируется и как сфера самоутверждения и своеобразной психологической компенсации непризнанности и нереализованности в 'реале', и как пространство творческой самореализации. Наконец, в статье показывается, что для многих его обитателей интернет начинает выполнять функцию своего рода коллективного психоаналитика. В конечном счете, многим постоянным обитателям интернета всемирная Сеть дает возможность выстроить своего рода 'параллельную жизнь', суррогат и заменитель жизни реальной.]


Королев С.А. Постсоветская фирма как микросоциум власти. - 'Россия и современный мир', 2011, ? 3.

[Аннотация: В статье постсоветская фирма рассматривается не как экономическая ячейка, а как специфическая дисциплинарная структура. Автор анализирует внутрифирменную иерархию, включая менеджмент, специалистов и так называемый 'офисный планктон'. Объектом внимания автора стали также дисциплинарные технологии, действующие в постсоветской фирме, и их соотношение с технологиями и практиками гражданского общества.
Ключевые слова: Россия в XXI веке, труд, технологии власти, дисциплина, контроль, паноптизм, микросоциумы власти, постсоветская фирма, сопротивление, гражданское общество, Фуко, Элиас, Подорога.]


Королев С.А. Микросоциумы в российском пространстве власти. - 'Философия и культура', 2011, ? 6.

[Аннотация: в статье рассматриваются два типа микросоциумов, существующих в глобальном пространстве власти, - 'церковь' и 'секта'. Они основаны на двух типах дисциплины - авторитарной дисциплине и дисциплине косвенного регулирования. Автор исследует ситуацию сосуществования авторитарной дисциплины и дисциплины самоорганизации, с одной стороны, и технологий власти и механизмов контроля, с другой, называя своеобразный баланс между ними дисциплинарным равновесием. Автор обращает внимания на универсальность принципов организации социума на микро- и макроуровне, при этом важнейшем инструментом структурирования микросоцуума властью становится иерархизация. Отмечается, что в российском пространстве на макроуровне определяющими всегда являлись жесткие, монголоморфные технологии. Но на микроуровне в течение столетий, начиная с системы, описанной в 'Домострое', доминировали автохтонные технологии.
Ключевые слова: философия, власть, дисциплина, контроль, микросоциумы, иерархизация, общество, Вебер, Фуко, Подорога.]


Королев С.А. Двусмысленность истории: фундаментальные процессы в российском пространстве власти. - 'Философия и культура', 2012, ? 9.

[Аннотация: В статье рассматривается специфика протекания фундаментальных исторических процессов в России - модернизации, колонизации, глобализации. Автор подчеркивает, что эти процессы имеют весьма сложную структуру - не только в том смысле, что представляют собой констелляцию множества элементов, но и потому, что они включают в себя целый ряд разнонаправленных векторов. В соответствии с этой презумпцией анализируется единый симбиотический процесс модернизации/демодернизации; процесс деколонизации как неизбежное порождение того типа колонизации, который на протяжении веков доминировал в России; а также противоречия процесса глобализации, прежде всего, с точки зрения асинхронности экономической и социокультурной его составляющих.
Ключевые слова: философия, многовекторность, модернизация, демодернизация, архаизация, колонизация, деколонизация, глобализация, власть, технологии власти.]


Королев С.А. Поэзия власти: стихосложение как социокультурный код. - 'Филология. Научные исследования', 2012, ? 2.

[Аннотация: в статье рассматривается своеобразный феномен 'поэзии власти' в России/СССР/России, иными словами, причины, формы и следствия странной приверженности людей власти к поэзии, к ремеслу стихосложения. Автор касается стихотворного творчества Сталина, тяги к поэтическому творчеству Троцкого, роли стихосложения в интеллектуальном сегменте партийной элиты, в среде консультантов и спичрайтеров первых лиц КПСС и советского государства. В поле зрения оказывается творчество ряда крупных государственных деятелей советского времени, от Евгения Примакова и Евгения Сабурова до Анатолия Лукьянова. 'Кейсу Лукьянова', который был вполне состоявшимся и профессиональным поэтом, в статье уделяется особое внимание. В работе также рассматривается эволюция стихосложения как социокультурного кода от Пушкина и декабристов до позднего СССР и нынешних времен так называемого гламура, гламуризации культуры. В заключение автор констатирует, что в современной России сложился тип власти, который в состоянии обойтись и обходится без поэзии.
Ключевые слова: филология, поэзия, власть, социокультурный код, разночинцы, невротизация, Сталин, Троцкий, Андропов, Лукьянов.]


Королев С.А. 'Дисциплинарные сны' как феномен 'общественного подсознания'. Опыт систематизации // 'Психология и психотехника', 2012, ? 10.

[Аннотация: В статье актуализируется не столь распространенное в наших социально-гуманитарных науках понятие 'общественное подсознание'. Автор подчеркивает, что это понятие следует отличать от 'коллективного бессознательного' К.Г. Юнга как от продукта наследуемых структур мозга. Рассматривается значительный пласт (более двухсот) записей из социальных сетей, фиксирующих сновидения, касающиеся бытия индивида в таких дисциплинарных структурах, как армия и студенческое общежитие. Автор констатирует, что существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, стоящая как бы над особенностями индивидуального подсознания. И этот слой подсознания, явленный субъектам в снах и ставший доступным исследователям благодаря появлению соответствующих записей в социальных сетях, является важным материалом для понимания реалий современного российского общества и существующих в нем структур сознания.
Ключевые слова: психология, сознание, подсознание, бессознательное, психоанализ, сновидение, армия, общежитие, Фрейд, Юнг.]


Королев С.А. Бессмертие властителя. Ленин как герой (псевдо)народного мифа. - 'Филология. Научные исследования', 2012, ? 4.

[Аннотация: В статье рассматривается весьма любопытный феномен появления Ленина в качестве героя русской народной сказки в первые годы после революции 1917 года. В поле зрения автора оказываются прежде всего сюжеты, связанные с бессмертием или воскрешением властителя. Автор полагает, что рассматриваемый феномен, по всей видимости, имеет больше отношения к народному мифу, народной вере, нежели к сказке как к сложившейся фольклорной и литературной форме. При этом подчеркивается, что даже при наличии определенной фольклорной основы 'сказки о Ленине' несут на себе отпечаток явно привнесенной литературности и очевидных идеологически актуальных вкраплений.
Ключевые слова: филология, фольклор, сказка, миф, слух, Ленин, жизнь, смерть, власть, тело.]


Королев С.А. Фундаментальные исторические процессы в России: ретро- и перспектива. - 'Философия и культура', 2013, ? 7. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.8790

[Аннотация: В статье рассматриваются особенности протекания в российском пространстве власти фундаментальных исторических процессов, к которым автор относит колонизацию, модернизацию, глобализацию. Дается определение указанных процессов, раскрывается их сущность. Автор анализирует данные процессы в системе координат 'пространство - время', 'центр - периферия', 'экстенсивное - интенсивное', 'вертикаль - горизонталь' и т.д. Особое внимание уделяется специфике российского пространства и времени и воздействию российского пространственно-временного континуума на ход фундаментальных исторических трансформаций. Констатируется, что существуют определенные российские исторические (а не только географические) условия, обстоятельства и механизмы развития этих процессов. И одним из определяющих моментов здесь является псевдоморфность, постоянное воспроизведение в пространстве российской истории феномена псевдоморфозы, что делает ее - в России и для России - способом и типом развития. Помимо этого в статье анализируется влияние активного исторического субъекта на протекание трех вышеназванных фундаментальных процессов, а также роль насилия в реализации колонизационных и модернизационных проектов и формы сопротивления, выступающего как реакция на эманацию насилия.
Ключевые слова: колонизация, модернизация, глобализация, пространство, время, центр, периферия, экстенсивность, насилие, сопротивление.]


Королев С.А. Фундаментальные исторические процессы: российская специфика - 'Философия и культура', 2013, ? 8. С. 1083-1101. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.8.9240

[Аннотация: В статье рассматриваются специфические особенности фундаментальных исторических процессов в России (колонизация, модернизация, глобализация). В числе подобных особенностей автор выделяет гипертрофию исторического субъекта, хронический недостаток ресурсов, климатическую детерминацию, нарушение стадиальности, дискретность упомянутых процессов, их фрагментарность, несистемный характер, обратимость результатов, непомерные издержки, усиление гетерогенности пространства. Автор также анализирует проблематику социокультурной детерминации фундаментальных социальных трансформаций. В частности, речь идет о феноменах 'русской аскезы' и сопаса. Значительное внимание уделяется также тому воздействию, которое оказали на протекание фундаментальных исторических процессов в России российские псевдоморфозы и псевдоморфный тип развития как таковой. Наконец, в статье анализируется секуляризационная составляющая глобальных исторических процессов, а также то, какие изменения принесло гипотетическое вступление России в фазу постсекулярного развития, десекуляризации. В заключение автор указывает на несостоятельность прямолинейного исторического оптимизма - история содержит значительно больше парадоксов и двусмысленностей, чем это представляется сторонникам оптимистического эволюционизма. Россия, полагает автор, не движется неуклонно и неумолимо по пути прогресса, а скорее развивается по синусоиде, которая иногда нехотя сворачивается в некое подобие спирали.]


Королев С.А. Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья первая. Постановка проблемы // Психолог. - 2013. - ? 7. - С. 135 - 168. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.7.10402 URL: http://e-notabene.ru/psp/article_10402.html

[Аннотация: В статье анализируется вопрос о том, каким образом отражаются в сновидениях те или иные социальные реалии, как они обозначают себя в пространстве сна и каково эмоциональное отношение индивидов к этой новой, уже сновидческой, реальности. Автор пытается выявить, как выстраиваются и взаимодействуют между собой своего рода 'элементы реальности', проникающие в ткань сновидения, и каковы особенности подобного рода комбинаторики. Другой важной проблемой, которой уделяется внимание в статье, является специфика пространства и времени сновидения. Исследователь опирается в первую очередь на концептуализацию Г.К. Юнга, идею З. Фрейда о типических сновидениях и размышления А. Бергсона о роли воспоминаний в генерировании сновидений. Автору представляется вполне разумным сочетание различных подходов к изучению сновидений, воплощенных в концепциях ряда крупных ученых и мыслителей (З. Фрейд, Г.К. Юнг, А. Бергсон, Э. Фромм и т. д.). В данном исследовании использованы прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей. В связи с чем в публикации содержится краткая характеристика соцсетей как крайне важного и полезного для осмысления реалий современного российского общества и понимания специфики бытия индивидов в этом обществе источника. Автор констатирует, что поскольку существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, есть и некая типологическая модель отражения в сновидениях стандартных, повторяющихся ситуаций. В исследовании используется относительно новый для отечественных социально-гуманитарных дисциплин термин 'общественное подсознание'. Очевидно, подобная интерпретация надиндивидуального компонента сновидений является достаточно оригинальной. При этом подчеркивается определенная метафоричность данного термина и акцентируется отличие его содержания от юнговского 'коллективного бессознательного', которое является продуктом наследуемых структур мозга. Вместе с тем, анализируя отношение сновидцев к 'явленным' им снам, автор вынужден констатировать, что это погружение, в основном, в негативную реальность и негативные эмоции, - вывод, который коррелирует с размышлениями многих других исследователей, занимавшихся данной проблематикой.]


Королев С.А. Советское/антисоветское: прототипы и смыслы. - 'Филология. Научные исследования', 2013, ? 2. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.2.8975

[Аннотация: В статье рассматриваются идейно-политические коннотации романов И.Ильфа и Е.Петрова 'Двенадцать стульев' и 'Золотой теленок'. Автор скептически относится к версиям об антисоветских и антитроцкистских импликациях этих произведений (М.П. Одесский и Д.М. Фельдман). Параллельно исследуется вопрос о прототипах Остапа Бендера, 'Кисы' Воробьянинова и Васисуалия Лоханкина. Автор показывает, что одним из фигурантов, фрагменты биографии которого были использованы соавторами при создании образа Воробьянинова, был видный монархист, депутат II, III и IV Государственной думы В.В. Шульгин. Что, по мнению автора, в значительной степени обесценивает версию об 'антисоветскости' романов. Что же касается значения и смыслов созданного Ильфом и Петровым образа Лоханкина, то автор, вслед за Надеждой Мандельштам, считает, что эта фигура являет собой советоморфный пасквиль на русскую интеллигенцию, и вступает по этому поводу в полемику с некоторыми авторитетными литературоведами (С.Я. Лурье, Ю.К. Щеглов), считающими подобный подход неадекватным. Наконец, автор дает собственную классификацию прототипов литературных персонажей, подчеркивая при этом, что отношения 'прототип - персонаж' - достаточно сложные, более того, обратимые, и в каких-то случаях вымышленный персонаж начинает определять бытие в культуре своего реального прототипа.]


Королев С.А. Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. - 2014. - ? 2. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.2.12070. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_12070.html

[Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как некой эманации того, что автор с определенной долей условности называет 'общественным подсознанием'. Рассмотрев в первой публикации (Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья первая. Постановка проблемы // NB: Психология и психотехника, 2013, ? 7) некоторые общие подходы к данной теме, автор стремится применить их при анализе некоего тематически ограниченного пласта сновидений, а именно, милитарного сегмента так называемых 'дисциплинарных снов', касающихся армии, армейской службы, войны. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений и на идеи Г.К. Юнга, полагавшего, что явленное сновидение содержит не следы исполнения желания, а скорее отражает опасения или тревоги индивида. Предметом рассмотрения являются прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей, аналог того, что историки именуют массовым источником. Автор показывает, что значительная часть милитарных сновидений воспроизводит картины чрезвычайно мрачные и окрашена тревогой как доминирующей эмоцией сновидцев. В известной степени негативизм того, что предстает перед сновидцами в милиарных снах, уравновешивается присущей этим сновидениям фантасмагоричностью. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо перемешано потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тревоги и страха, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. Наконец, в статье констатируется определенное сходство сюрреалистических вкраплений в пласт 'общественного подсознания' с артефактами актуального искусства. Подобное сопоставление имеет право на существование как с точки зрения фантасмагоричности и ирреальности данных феноменов, так и с точки зрения присущего им стремления утвердить значение повторимого вопреки неповторимому. В каком-то смысле это может быть отнесено и к работе исследователя с массовыми источниками, к которым, как уже было отмечено, в полной мере относятся и записи в соцсетях.]


Королев С.А. 'Норманнский фермент' в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философия и культура. - 2014. - ? 3. - С. 362 - 382. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.10745.

[Аннотация. В статье в контексте выдвинутой автором концепции псевдоморфного развития России рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии властных, технологических матриц, принесенных варягами в населенные славянами и угро-финнами земли во второй половине IX в., и местных, автохтонных практик. Ставится вопрос о роли норманнов (варягов) в становлении и формировании русского государства в тех формах, в которых оно сложилось после утверждения Рюрика в Новгороде и захвата Киева его преемником Олегом. Исследуется вопрос о соотношении аллохтонного и автохтонного в формировании древнерусской государственности, в частности, взаимоотношении великих и племенных князей, а также веча и новой, европоморфной княжеской власти. Автор ставит вопрос о том, в какой мере процессы, связанные с пришествием норманнов (варягов) могут рассматриваться как псевдоморфоза и в какой мере они стали предпосылкой и условием христианизации Руси, которая, что несомненно для автора, была типичным псевдоморфным процессом. Развиваемая в работе концепция псевдоморфности исторического развития России отталкивается от известной теоретизации О.Шпенглера, существенно переосмысленной автором, рассматривающим псевдоморфозу не только как этап или форму развития, в частности, развития России, но и как определенный тип развития. Что касается рассмотрения конкретных исторических сюжетов, то здесь исследователь опирается на широкий круг исторических работ, принадлежащих как классикам отечественной исторической мысли (К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, С.М.Соловьев), так и на работы советских и российских ученых (В.Б.Кобрин, А.П.Новосельцев, В.В.Пузанов, Б.А.Рыбаков, М.Б.Свердлов, А.П.Толочко, Ф.Б.Успенский, И.Я.Фроянов, А.Л.Юрганов, В.Л.Янин и др.). В частности, большое значения для понимания и интерпретация реалий IX-X вв. имеет анализ соотношения факторов призвания и завоевания в варяжской эпопее и установление динамической связи между ними. В целом же матрица 'от призвания - к завоеванию' представляется автору адекватным инструментом интерпретации, разумеется, с учетом множества разного рода нюансов. Автор приходит к выводу, что норманны не принесли с собой некой новой оболочки, в которую после их пришествия была бы заключена прежняя жизнь славянских и угро-финских племен и в которой она обречена была развиваться далее. В этом смысле мы не можем заключить, что 'норманизация' Руси стала псевдоморфозой того типа, который был характерен, например, для эпохи Петра I. Пришествие варяжских князей и дружин стало, скорее, ферментом, который стимулировал развитие будущей Руси в определенном направлении. Хотя некоторые моменты псевдоморфного развития прослеживаются уже на этом этапе. Ограниченная, но несомненная норманизация стала предпосылкой создания и оформления того типа власти, при которой только и могло быть востребовано христианство не как местный культ, а как государственная религия. Иными словами, без появления варягов и стимулирования определенных процессов во власти не могло быть осуществлено принятие Русью христианства уже в конце X в.]



Королев С.А. Христианизация как псевдоморфоза // Философия и культура. - 2014. - ? 8. - С. 1131 - 1148. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12466

[Аннотация: В статье в контексте предложенной автором концепции псевдоморфности развития России рассматривается важнейшая и определяющая фаза первой российской псевдоморфозы, связанная с утверждением христианства в качестве государственной религии и христианизацией Древней Руси. Автор исходит из того, что христианизация была псевдоморфным по своей сути процессом, и после наложения христианизированной социокультурной оболочки на древнерусский макросоциум подавленное культурное, в частности, религиозное языческое содержание вынуждено было в течение длительного времени развиваться и выживать в установленных извне рамках. При этом под псевдоморфозой (термин, введенный в философию О. Шпенглером) автор подразумевает процесс, предполагающий навязывание макросоциуму определенной культурной оболочки, в которой обречено далее существовать и развиваться (или существовать и деградировать) некое автохтонное содержание, некие присущие данному социуму социокультурные матрицы, практики и системы жизнеустроения. В частности, в статье анализируется феномен двоеверия; автор различает двоеверие, сложившиеся до 'крещения Руси', предполагавшее параллельное развитие язычества и христианства, и двоеверие после принятия Владимиром Святославичем христианства, когда язычество существовало под наложенной на социум христианской оболочкой. В качестве составляющей псевдоморфного процесса рассматривается также взаимодействие русской летописной культуры с устной языческой мифологической традицией. Автор констатирует, что новый, национальный по своей сути, тип литературы, летописи, трансформировал и деформировал мифологическую традицию, сформировавшуюся в языческой, бесписьменной Руси. В статье вводится понятие 'локальной псевдоморфозы', т.е. псевдоморфозы, осуществляемой в ограниченном, локальном пространстве, но сохраняющей в себе все признаки и механизмы глобальной псевдоморфозы. В качестве модели локальной псевдоморфозы рассматривается христианизация язычников-'инородцев' в Поволжье и на Урале в XVIII-XIX вв. Наконец, автор анализирует своеобразный феномен псевдоморфной инверсии, когда подавленное ранее автохтонное содержание под воздействием определенных обстоятельств ревитализируется и создает угрозу наложенной на социум культурной оболочке. В частности, речь идет о феномене 'отпадения' крещеных мусульман от православия, неоднократно фиксировавшемся на протяжении XIX в.]


Королев С.А. Архив в пространстве истории: метаморфозы и тренды // Россия и современный мир. 2014. ? 2. С.222-237.

[Аннотация: В статье рассматриваются взаимоотношения истории и архива, анализируются существующие в этой области тенденции. В частности, речь идет о феномене подавления архивом истории, о чем пишут некоторые исследователи. Показывается превращение архива повседневности в часть истории, причем, не только в материал для фрагментарной истории, 'историй', но и, при определенной позиции видения исследователя, в составляющую 'большой' истории. Акцентируется значение семейных и индивидуальных архивов, формируемых обычными, рядовыми людьми, документальных собраний, стоящих сейчас вне истории.
Значительное место уделяется материалам социальных сетей, формируемому на наших глазах архиву современности. Наконец, автор останавливается на взаимоотношениях истории и архива в России начала XXI века, констатируя очевидную тенденцию ограничения возможностей использования архивов историками и специалистами других областей знания.
Российская ситуация последних полутора десятилетий является примером подавления архива тенденциозной, мифологизированной историей. Автор полагает, что если говорить о России, то сегодня мы подходим к некой переломной точке в бытии архива. Жизнь в начале XXI века архивируется непрерывно и как никогда ранее интенсивно. Проблема заключается в том, кто и как будет контролировать этот процесс архивирования действительности и какова здесь будет роль власти и какова - гражданского общества.]


Королев С.А. Язык словечек: от лексиконов Гоголя к речевым практикам 1950-60-х // Филология: научные исследования. - 2014. - ? 3. - С. 246 - 257. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.3.13246

[Аннотация: Статья посвящена реконструкции лексикона школьников 50-60-х годов XX в. Автор соотносит словесные ряды, отражающие живую речь этого периода, с лесикографическими опытами Н.В. Гоголя. Ориентируясь на практики великого писателя и отчасти заимствуя его методы, автор пытается выстроить свои ряды 'словечек', отражающих определенную эпоху. При этом он вполне разделяет гоголевское ощущение сверхважности языковой формы и значимости звучащего слова, далеко не всегда зависящей от его смыслов и содержания дискурса. Автор опирается на известные заметки Н.В. Гоголя ('Лексикон малороссийский', 'Материалы для словаря русского языка', словники из записных книжек 1840-х годов) и их интерпретацию в работах В.А. Подороги. В частности, используется присущий Подороге подход к литературе как к историческому материалу и связанный с этим подходом метод включенного наблюдения. Автор отмечает, что в подростковом лексиконе указанного периода, этом 'языке словечек', проявилась присущая обыденному языку ситуационность: масса слов и выражений, бытовавших в 50-60-х годах, выросла из конкретных жизненных обстоятельств. В статье отмечается определенная связь рассматриваемого 'социолекта' с общественной атмосферой указанного выше периода; при этом констатируется, что связь эта носит весьма косвенный и опосредованный характер.]


Королев С.А. Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья вторая. Армия // Психолог. - 2014. - ? 2. - С. 135 - 195. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.2.12070 URL: http://e-notabene.ru/psp/article_12070.html

[Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как некой эманации того, что автор с определенной долей условности называет 'общественным подсознанием'. Рассмотрев в первой публикации (Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья первая. Постановка проблемы // NB: Психология и психотехника, 2013, ? 7) некоторые общие подходы к данной теме, автор стремится применить их при анализе некоего тематически ограниченного пласта сновидений, а именно, милитарного сегмента так называемых 'дисциплинарных снов', касающихся армии, армейской службы, войны. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений и на идеи К.Г. Юнга, полагавшего, что явленное сновидение содержит не следы исполнения желания, а скорее отражает опасения или тревоги индивида. Предметом рассмотрения являются прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей, аналог того, что историки именуют массовым источником. Автор показывает, что значительная часть милитарных сновидений воспроизводит картины чрезвычайно мрачные и окрашена тревогой как доминирующей эмоцией сновидцев. В известной степени негативизм того, что предстает перед сновидцами в милиарных снах, уравновешивается присущей этим сновидениям фантасмагоричностью. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо перемешано потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тревоги и страха, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. Наконец, в статье констатируется определенное сходство сюрреалистических вкраплений в пласт 'общественного подсознания' с артефактами актуального искусства. Подобное сопоставление имеет право на существование как с точки зрения фантасмагоричности и ирреальности данных феноменов, так и с точки зрения присущего им стремления утвердить значение повторимого вопреки неповторимому. В каком-то смысле это может быть отнесено и к работе исследователя с массовыми источниками, к которым, как уже было отмечено, в полной мере относятся и записи в соцсетях.]


Королев С.А. Псевдоморфоза в истории России // История модернизации как предмет социально-философского анализа / Отв. ред. В.Г. Федотова, В.А. Колпаков. М.: ИФРАН, 2014. С. 88-117.

[Аннотация: В главе рассматривается феномен псевдоморфности в российской истории и его воздействие на процессы модернизации в России. Под псевдоморфозой (термин, введенный О. Шпенглером) автор подразумевает процесс, предполагающий навязывание макросоциуму определенной оболочки, в которой обречено далее существовать и развиваться некое автохтонное содержание, некие присущие данному социуму социокультурные матрицы, практики и системы жизнеустроения. Автор полагает, что, если говорить о России, псевдоморфоза - это не этап, не феномен и не форма, а тип развития. Модернизация в контексте концепции псевдоморфного развития России - это экспансия аллохтонных систем и матриц общественных отношений. В России модернизация чаще всего не была естественным, органическим процессом. Структуры нового типа вырастали не в ходе естественного развития и трансформации старых, автохтонных структур, а привносились, импортировались. Автор считает, что именно псевдоморфный контекст таких глобальных, определяющих развитие общества процессов, как модернизация, предопределил их двойственный, противоречивый характер.]


Королев С.А. Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья третья. Общежитие // Психолог. - 2015. - ? 2. - С. 47-98. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.2.14268 URL: http://e-notabene.ru/psp/article_14268.html

[Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как эманации того, что автор с определенной долей условности называет 'общественным подсознанием'. Рассмотрев в предыдущей публикации (Сновидения как эманация 'общественного подсознания'. Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. 2014. ? 2) милитарный сегмент так называемых 'дисциплинарных сновидений', автор переходит к анализу отражения в сновидениях реалий постсоветского студенческого общежития и всего комплекса существующих в нем дисциплинарных технологий и практик. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений, на фрейдовскую постановку вопроса о материале и источниках сновидений и на идеи К.Г. Юнга о том, что сновидение не столько содержит следы исполнения желания, сколько отражает опасения или тревоги индивида. Автор показывает, что значительная часть сновидений, отражающих реалии постсоветского студенческого общежития, окрашена страхом и тревогой как доминирующими эмоциями сновидцев. Вместе с тем сновидения многих индивидов фиксируют некую ностальгию по периоду жизни в общежитии. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо переплетается потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тех или иных эмоций или аффектов, компоненты реальных дисциплинарных практик, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. В определенном смысле записи сновидений в соцсетях - это своего рода голоса из хора. И они ценны именно тем, что они не всегда различимы как отдельные голоса и временами сливаются в некий общий гул. То есть они типичны и выражают нечто большее, чем индивидуальные позиции и личностные аберрации этих позиций.]


Королев С.А. 'Приключения Гекльберри Финна' как road movie // Филология: научные исследования. - 2015. - ? 1. - С. 19 - 26. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.1.14627

[Аннотация: Автор рассматривает роман Марка Твена 'Приключения Гекльберри Финна' как знаковое произведение, в котором нашли отражение основные принципы жанра роуд-муви, 'дорожного кино'. При этом понятие роуд-муви трактуется широко, не только как определенный жанр кинематографа, но и как близкий по принципам сюжетостроения литературный жанр. В статье также анализируется ряд проблем типичных для роуд-муви как для жанра, который имплицитно описывает движение индивида к свободе: проблема выбора, преодоление стереотипов, наблюдение и постижение действительности. Проводится сравнительный анализ литературных произведений, описывающих движение индивидов в пространстве, и соответствующих произведений кинематографа, а также сопоставляются произведения, тяготеющие по своей структуре к роуд-муви, созданные в России/СССР/России, с классическими работами в данном жанре. Автор показывает, что ''Приключения Гекльберри Финна' заложили основные принципы жанра роуд-муви как в общепринятом смысле термина (определенный жанр кинематографа), так и в расширительном, метафорическом, характеризующем соответствующий литературный жанр. В статье также констатируются различия между традиционным жанром роуд-муви и его российскими модификациями, для которых характерно существенно иное отношение к движению как приближению к свободе.]


Королев С.А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философская мысль. - 2015. - ? 4. - С. 1 - 54. DOI: 10.7256/2409-8728.2015.4.15258 URL: http://e-notabene.ru/fr/article_15258.html

Аннотация: Статья посвящена изучению взаимодействия процессов секуляризации и десекуляризации в исторической ретроспективе и в современном мире. Автор делает попытку переосмыслить соответствующие процессы в терминах псевдоморфозы и псевдоморфной инверсии. Фиксируется специфическое авторское понимание процесса секуляризации. Особое внимание уделяется процессам секуляризации/десекуляризации в постсоветской России. Анализируются процессы, протекавшие в религиозной сфере в 1990-х, а также формы и механизмы десекуляризации первых полутора десятилетий XXI в. и возможные пределы реализации этой тенденции. Автор опирается на разрабатываемую им концепцию псевдоморфного развития России, согласно которой псевдоморфоза - не только важный исторический поворот, определяющий вектор движения российского социума, но и специфический тип развития. Делается вывод о том, что жесткий советский секуляризм сменился не трендом десекуляризации, а установлением европоморфной модели цивилизованного секулярного общества. И лишь с начала 'нулевых' десекуляризация стала набирать силу. В российской ситуации это явилось не только и не столько отражением общемировой тенденции движения к 'постсекулярному обществу', сколько проявлением классической псевдоморфной инверсии.


Надеюсь, эти тексты рано или поздно будут выложены на сайте.

* * *

Вот эти тексты уже вывешены на сайте и, соответственно, исключены из представленного выше списка:

Власть и повседневность в постсоветской России. - В кн.: Новые идеи в социальной философии. М.: ИФ РАН, 2006.

Власть и повседневность: социально-философский взгляд. - 'Россия и современный мир', 2008, ? 3.

Псевдоморфоза как тип развития: случай России. - 'Философия и культура', 2009, ? 6.

От 'Апостола' до 'Архипелага': социокультурные трансформации в России. - 'Философия и культура', 2010, ? 1.

Модернизация и демодернизация в российской истории. Часть I. - 'Философия и культура', 2009, ? 1.

Модернизация и демодернизация в российской истории. Часть II. - 'Философия и культура', 2009, ? 2.

Дисциплинарные технологии: Россия и Европа. - 'Философия и культура', 2008, ? 10.

Соблазн дисциплины. - 'Индекс/Досье на цензуру', 29/2008.


Дисциплинарные технологии в современной России. - 'Индекс/Досье на цензуру', 30/2009.

Власть и реальность. Круглый стол журнала 'Вестник аналитики'. - 'Вестник аналитики', 2010, ? 40(2).




















 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 


Пришла пора менять воздушный фильтр | продажа квартир в Балашихе | Надежная имплантация зубов в Москве