Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Сергей Королев
НЕПРОСВЕЩЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
 
 
  
 

В СЛОВАРЕ НЕБЕЗЫЗВЕСТНОЙ ФИМЫ СОБАК было, если верить Ильфу и Петрову, богатое слово - гомосексуализм. Недавно выяснилось, что это шикарное словечко есть и в лексиконе лидера фракции 'Народный депутат' и новообразованной 'Народной партии' Геннадия Райкова.
Фракция Геннадия Ивановича вышла с инициативой восстановить в Уголовном кодексе статью о наказании за гомосексуализм, сиречь мужеложство. Очень, очень не хватает в УК статьи, преследующей гомосексуалистов. Столько пустых, неработающих законов, а та, несправедливо поруганная статья, - она не только была в Уголовном кодексе, 'она работала'.
Мотивы - глубокое беспокойство за моральное состояние общества, защита 'духовной нравственности', борьба против безнравственности. 'Гомосексуализм, - убежден Райков, - лишает нацию духовности'. Прежде всего гомосексуалисты оказывают разлагающее влияние на молодое поколение, вовлекают его в свои сети, склоняют и агитируют. Кто такие гомосексуалисты? - 'Это не меньшинство, это извращенцы...' То, чем они занимаются, - 'это безнравственность, это уродство, а за уродство надо отвечать в уголовном порядке'.
А чтобы оппонентам Геннадия Ивановича служба медом не казалась, провести открытое голосование по этому вопросу в Думе: 'Тогда мы посмотрим, кто из депутатов какой ориентации'.

СКАЗАТЬ, ЧТО РАЙКОВ МЫСЛИТ как законодатель или обладает внятными представлениями о том, как устроено право и правовая система, было бы непозволительным преувеличением. Будучи спрошен, почему все ж таки, по мнению его фракции, мужской гомосексуализм является преступлением, а женский, лесбиянство, преступления не образует, Райков не нашел ничего лучшего, как ответить: 'Мы этой проблемой не занимались. Мужчинам вмешиваться в женские отношения было бы как-то неприлично... Это дело женщин. У нас есть депутаты-женщины, пусть они изучают эту проблему...'
Правда, за изучение проблемы взялся коллега Райкова по Думе депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, предложивший сажать в тюрьму женщин - сторонниц однополой любви. В этом ему видится соблюдение равноправия мужчин и женщин. Кроме того, в этом - спасение России, потому как, независисмо от сексуальной ориентации, 'мужчина может осеменить 20-30 женщин в течение вполне короткого срока'. А вот если мы будем спокойно смотреть на лесбийские отношения у женщин, то 'России просто не будет с точки зрения населения'.
Доведение до абсурда - один из показателей ущербности идеи. Если бы Миторофанова не было, его следовало бы придумать.
У Райкова же о предназначении закона представления вполне кондовые, советские. Закон должен не столько действовать, наказывая за совершившиеся преступления, и даже не столько наводить страх, предотвращая оные (в том числе однополые сношения), сколько исключить их внешние проявления, убрать с поверхности общественной жизни: 'Думаете, в советское время не было гомосексуалистов? Их что, всех посадили?'
Кроме того, Геннадий Иванович, мягко говоря, не златоуст. Если сказать правду, - косноязычен, как и полагается успешному постсоветскому политику. Его способность изложить даже смутные соображения - недостаточная. Путается, завирается - то ли запретить гомосексуализм как таковой, то ли пропаганду оного.
При этом в прямой радиоэфир приходит с помощником, который по ходу дела подкладывает ему записочки с тезисами.
Менталитет Райкова заставляет вспомнить незабвенных тт. Полозкова и Лигачева. Хотя (как мыслитель) он напоминает и нашего политсовременника Шандыбина. Тот поведал нам: 'Многие римские императоры - Нерон, Цезарь - были голубые, и от этого рухнула Римская империя. И Оттоманская. И Советский Союз тоже от этого рухнул'. Историософия, не хухры-мухры!
Да, на вид Райков простоват, по речам - и того более, но хитроват, а хитрость, перефразируя известный афоризм генерала Лебедя, - это не глупость, это такой ум. Добавьте к этому огромный опыт выживания в разногорода структурах, советских и постсоветских, партийных и хозяйственных. Люди этого склада умеют адаптироваться в любых условиях.

ОЦЕНКИ ДЕМАРША 'НАРДЕПОВ' в основном иронические, если не откровенно ернические. Одни говорят, что 'предложение г-на Райкова - это не совсем удачное начало предвыборной кампании' Другие - что это попытка сделать политическую эскападу в духе Жириновского.
Третьи подозревают, что это фокусы кремлевских политтехнологов, и смысл их в уводе общественности от реальных проблем.
Четвертые кивают в сторону медиков, прямо намекая на весеннее обострение.
И тем не менее, несмотря на гротесковость предприятия, к демаршу Райкова и иже с ним следует отнестись с определенной серьезностью и прояснить его глубинные фундаментальные политические и социокультурные основания.

НЕДАВНЕЕ ВТОРЖЕНИЕ 'НАРДЕПОВ' в весьма интимную область человеческой жизни - не некий изолированный акт, вроде выходок Жирика. Не так давно группа 'Народный депутат' высказалась за снятие моратория на смертную казнь. Предельно жестко и агрессивно осудила действия римской курии на территории России: католицизм вмешивается во внутренние дела России, потому что Ватикан - это государство.
В апреле они же инициировали мероприятие, названное Акцией в защиту православия. У памятника Кириллу и Мефодию - пестрая публика. Здесь и бабушки в платочках с ветками вербы в руках, и молодцы в черной коже с повязками правых организаций, и политические популисты из Госдумы. Православие, несомненно, должно занять привилегированные положение среди прочих конфессий.
Внесен в Госдуму законопроект о пожизненном заключении за распространении наркотиков.
Чтобы журналисты не расслаблялись, райковцы выступили за введение административной ответственности за пропаганду в СМИ сексуальных извращений.
Все эти действия 'команды Райкова' объединены некоей логикой, и проанализировав эту логику, можно прийти к выводу, что Райков выстраивает новый консервативный полюс российской политический жизни, т.е., предпринимает не менее чем третью в постсоветской России попытку создать консервативное, правое движение.

ПЕРВЫМ БЫЛ ЖИРИНОВСКИЙ, с его разнузданной, эпатажной, изрядно сдобренной ксенофобией и антиамериканизмом 'правизной'.
Попытка ? 2 была связана с презентацией движения 'Наш дом Россия' на думских выборах 1999 г. и персонально с фигурами Владимира Рыжкова и Никиты Михалкова.
Таким образом, серенький непрезентабельный Райков выполняет некую эпохальную задачу, может даже - миссию. Именно Райков, неброский, неяркий, невнятный, унылый... Поскольку Жириновский, высказывающий сходные взгляды, оказался для традиционалистского сознания слишком экстравагантен, провокационен, он шокирует, напрягает... Жирик - это для маргиналов.
Что касается 'просвещенного консерватизма' Никиты Михалкова - он слишком религиозный. Все вроде бы то же: 'свобода - не вседозволенность' и т.д., но при этом, по Михалкову, 'в России духовно здоровый человек - это только верующий человек'. Религиозный и проникшийся монархической идеей. И если не антидемократически настроенный, то уж антидумский - это точно.
Михалков, если кто помнит, не собирался поддерживать на выборах НДР или 'Единство', если в первой тройке там не будет Володи Рыжкова. Последний в 1999 г. попытался слепить консервативную партию, точнее, превратить в нее 'Наш дом - Россия'. Что конечно, было химерой, имея в виду как исходный политический материал, партию начальников и для начальников, так и весьма условно консервативное сознание самого демиурга нового консерватизма. Который оказался уж очень демократически настроенным консерватором...
Действительно, младший Рыжков слишком интеллигентен, знает отечественную и мировую историю... Ему не понять, что призывы посадить гомосексуалистов идут от сердца, а сердце ловит импульсы от народа, и не думают эти люди, улавливающие нутряные импульсы традиционалистской 'почвы', об исторических параллелях, о том, что самыми последовательными борцами с гомосексуализмом были Гитлер (кара вплоть до смертной казни) и Сталин (по полной программе УК, но без 'вышки').
А Райков - самое оно, никаких острых углов, никаких интеллигентских вывертов. Нормальная ориентация, нормальная тяга к строгости и порядку, желание охранить православие от римских интриг, но без этих всяких придыханий и почитания религиозных философов... К Святейшему Патриарху за благословением своих политических демаршей он не ходит, хотя на церковь как на источник моральной поддержки кивает. Такой консерватизм народу понятен, такой консерватизм, если все выгорит и как надо выстроится, народ может и поддержать.
Я мало в чем согласен с Михаилом Леонтьевым, но одна его мысль представляется мне вполне здравой: а именно, что деятели нашего СПС - не всамделишние, не настоящие правые. Либералы и либерально окрашенные, полагает наш экспансивный телеведущий, правыми быть не могут.
Во всяком случае, на фоне фундаменталистов.

НИ ДЛЯ КОГО НЕ СЕКРЕТ, что восстановление смертной казни - одна из самых популярных идей в сегодняшнем российском электорате. Что же касается католицизма, то деятельность римской курии, к тому же представленная государственными электронными СМИ в нужном свете, раздражает у нас невесть сколько народа, думаю, большинство.
Меньшинствам, сексуальным в особенности, народ тоже не сильно симпатизирует и, в большинстве своем, честно считает их извращенцами. По разным данным, по разным регионам в поддержку 'гомофобских' инициатив Райкова высказывется от 60 до 76% населения. Как сказал в эфире один радиослушатель: 'Согласен, поддерживаю. Эти... голубые... никогда не работали... А я всю жизни вкалывал, и у меня нет после этого желания, кроме как жить с женой нормально....'
ИТАК, ДЛЯ 'ПРОСВЕЩЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА' в России места нет. Консерваторы же типа Райкова опираются не на рассудок, а на предрассудок массы. Российский 'консерватизм' - это пока сознание по преимуществу бедных, бедных и ограниченных людей, тех, чей кругозор и миропонимание остались на уровне первой половины XX века. Это, в сущности, даже не консерватизм, а разновидность постсоветского традиционализма, одной ногой стоящего в советском прошлом, а другой - пытающегося нащупать ушедшую из-под ног много десятилетий назад патриархальную 'почву'. 'Истинного', западного типа консерватизма в нынешней консервативной волне - ничтожно мало.
Понятно, состояние массового сознание серьезно влияет на пути развития страны. Но далеко не все выплески этого сознания власть должна трансформировать в политические и правовые инициативы, не все результаты опросов должна воспринимать в качестве руководства к действию. Если, конечно, она, эта власть думает о стране, а не о ближайших выборах.

ТЕПЕРЬ О ВЫБОРАХ. Вероятно, на ближайших выборах появится действительно правая партия. У нее потенциально мощная, поистине массовая база, многократно зафиксированная социологами.
Пример Ле Пена должен вдохновить новых российских правых еще больше. Но любые правые должны иметь крайне правый фланг. Это неизбежно. Традиционалистского, фундаменталистского толка консерватизм может иметь на крайне правом фланге только нечто куклусклановское, бритоголовое, фашизоидное...
Открыто бороться против Путина райковцы, разумеется, не посмеют - скорее, сами пойдут на выборы лозунгом поддержки президента. Но мобилизовать традиционалистский электорат, получить приличное чисто голосов и в силу этого сдвинуть вправо вектор российской политики, надавить справа на президента - это цель вполне осуществимая.
И тогда мы уже не увидим Путина - современного мирового лидера, выступающего в бундестаге по-немецки и выходящего в Японии на татами, а будем все чаще наблюдать президента, который, как он сам однажды выразился, готов ошибаться вместе со своим народом.


'Алфавит', 2002, ? 27.


Геннадий Райков. Фото с сайта http://conference.km.ru

















 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 


Пришла пора менять воздушный фильтр | продажа квартир в Балашихе | Надежная имплантация зубов в Москве